Золотное шитьё — процесс изготовления золотых нитей

В России традиционная техника украшения одежды, предметов интерьера, религиозных предметов и икон заключалась в использовании золотых и серебряных нитей, а также канители (тонкой металлической нити) и трунцала (гранёной металлической нити, изготовленной из плоской проволоки, скрученной в пятиугольную спираль).

Процесс создания первых специальных нитей был сложным и включал в себя несколько этапов. Сначала золото и серебро штамповалось в тонкие листы, которые затем пропускались между двумя валами для повышения гибкости и мягкости. Затем эти листы разрезали на полоски и постепенно протягивали через все меньшие отверстия, пока они не становились тонкими, как волос.

Получающиеся нити могли быть круглыми в поперечном сечении («волока»), гранёными («волока», «грань») или плоскими ("бить"). В целом, результатом этого тщательного процесса стали нити непревзойдённой красоты и качества, которые использовались для создания настоящих произведений искусства.

Роскошные ткани, такие как: тафта, атлас, парча, бархат, замша и кожа – были украшены вышивкой, которая часто дополнялась жемчугом и драгоценными камнями. Однако вышивание металлической нитью было сложной задачей, так как нить была тонкой и хрупкой. Чтобы преодолеть это, металлическая нить была проложена на лицевой стороне ткани в соответствии с рисунком и прикреплена шёлковой нитью цвета металла или контрастной.

В XII веке появились сложные нити, которые состояли из шёлковой нити, обёрнутой серозной оболочкой кишечника животного и покрытой золотой амальгамой. Другие сложные нити были созданы с использованием комбинации металлических и шёлковых или льняных нитей.

Сегодня вышивка продолжает оставаться популярным видом искусства, и хотя в процессе используются металлизированные нити и шнуры, шёлк и «ирис» – результат по-прежнему остаётся непревзойдённым.

 


14 февраля 2023